Как выбрать дизайнера и получить нужный результат

27.09.2008 г.

Рано или поздно любая компания сталкивается с вопросом поиска грамотного специалиста, который должен разработать (придумать, нарисовать) фирменный стиль, сайт, буклет и т.д., одним словом, — дизайнера.


Держать дизайнера в штате неудобно по нескольким объективным причинам:
- Прежде всего, как часто бывает, объем выполняемой работы не соответствует требуемому уровню оклада. Основной костяк «средней руки» специалистов держит свою планку на определенном уровне и опускать ее не собирается. Не буду приводить конкретные цифры, но они отнюдь не маленькие для компании со штатом 20—30 человек. Если ваш бизнес не связан напрямую с индустрией, требующей полной отдачи от дизайнера, то по итогам года за сумму около 10 тысяч условных единиц вы получаете «человека под рукой», видимость кропотливой работы, огромный интернет-трафик и… реальную занятость человека около 10-ти часов в неделю. Кроме того, необходимо дать человеку рабочее место, обеспечить его техникой и прочими административными благами.


- Далее идет вопрос квалификации специалиста. Назваться дизайнером, веб-мастером и системным администратором сейчас могут четверо из пяти студентов 2-го курса любого ВУЗа. Едва человек научился увеличивать и растягивать картинку, накладывать пару фильтров в Photoshop, он начинает называть себя дизайнером. Подобного рода сотрудники ставят низшую планку по заработной плате, чем нередко подкупают работодателя, да и по манере держаться на собеседовании они не сильно отличаются от хороших специалистов, профессия ведь творческая. Результат деятельности подобных сотрудников зачастую можно встретить на выставках в виде синих буклетов с текстом красного цвета и фотографиям, заставляющими задуматься о здоровье собственных глаз. Но, конечно, не стоит сгущать краски — не все дизайнеры работают спустя рукава. Прежде всего, нанимая творческого сотрудника в штат, нужно четко понимать, какие именно задачи будут поставлены перед ним и в каком объеме.


- Довольно часто случается так, что, приходя на собеседование, дизайнер показывает вам свое портфолио, макеты работы, готовые образцы, рисунки и т.д. Просматривая работы, работодатель приходит в полный восторг и под впечатлением увиденного часто принимает положительное решение буквально прямо за столом переговоров. Проблема тут в том, что редко кто, если только это не большая компания со своей службой безопасности, будет проверять эти работы на принадлежность именно этому автору. Нужно сделать несколько десятков звонков, разыскать массу людей, вступить в затяжной обмен е-мейлами и факсами с изображениями. Обычно ничего этого не происходит, если ложь сильно не бросается в глаза и не упомянуты мировые бренды. Работодатель верит на слово, а дизайнер показывает чужие работы, твердо уверовав в то, что «я могу не хуже». В результате получается «почти то же самое», а ответом на претензии является «я так вижу», «я художник, а не математик» и т.д.


- Ремесло дизайнера схоже с другими профессиями еще и количественным выражением. Если дизайнер в течение нескольких лет выполнял какую-то определенную работу, связанную только со спецификой своей компании, то, возможно, ему будет трудно быстро перестроиться под новый профиль работ, особенно если они должны отличаться большим разнообразием. Можно наблюдать некий странный эффект, если внимательно смотреть на макеты, сделанные новым дизайнером, и его же макеты с прошлой работы. Они будут отличаться шрифтом, цветом и картинками, но при этом будут одинаковыми! Причина подобного явления — это «замыленные» глаза. Если специалист долго работает над одними и теми же материалами, над одной и той же темой, то при всем желании ему будет очень трудно придумать что-то принципиально новое — получается просто «штамповка» материалов.
 

Вот несколько основных аргументов против зачисления дизайнера в штат. Но вопрос остается открытым — нужно выполнить работу. Так кому же ее поручить ? Тут есть два пути: либо обращаться в дизайн-студию, либо искать сдельного работника.


Дизайн-студии несут полную ответственность при работе с клиентом, они связаны договором, и в любом случае оговоренный результат вы получите, но тут, естественно, встает вопрос цены. Студия помимо дизайнеров вынуждена содержать еще массу прочих сотрудников, поэтому величина цены будет во многом зависеть от амбиций этих самых сотрудников, раскрученности бренда студии и месторасположения офиса в городе. Общается заказчик с дизайнером обычно через менеджера, и от того, насколько хорошо поймет вас менеджер, а менеджера — дизайнер, во многом будет зависеть конечный результат сотрудничества. Никто в студии не будет работать с заказчиком бесконечно, до достижения идеального во всех деталях результата, каким хочется видеть его в деталях. Обычно предлагается какой-то оплаченный лимит вариантов, исчерпав который заказчик будет вынужден платить за каждое внесенное изменение, а этот процесс как раз стремится к бесконечности. Если не брать во внимание вопрос о деньгах, то на деле у студии масса плюсов.


Они тщательно подбирают свой творческий персонал — в этом вопросе они профессионалы, даже в студиях среднего уровня халтурщиков и дилетантов практически не бывает. Дизайнеры, как правило, имеют большой опыт, хорошую техническую базу, обладают знанием полиграфических нюансов (что порой может помочь сэкономить несоизмеримо большие средства, по сравнению с ценой заказа) и стараются быть в курсе тенденций мировой индустрии дизайна.
 

Другой вариант — это поиск частного мастера, который берется делать разовые заказы. Частный мастер обладает практически всеми теми же плюсами, что и студийные дизайнеры. Но, подбирая подобного человека, нужно иметь некоторый навык в работе с подобным персоналом и, по крайней мере, проверить несколько контактов из представленного портфолио, поговорить с другими его заказчиками, послушать отзывы о работе.
 

Основная опасность при работе с таким наемным работником в том, что он может просто пропасть. К сожалению, это распространенная практика. И основная неприятность состоит не в потере денег, выплаченных авансом, а в сорванных сроках, когда уже не остается времени на поиск нового человека и выполнение работы. Тут необходимо сохранять бдительность и хотя бы немного проверять человека.
 

Итак, предположим, что мы остановились на одном из вариантов и перешли непосредственно к выполнению заказа. «Если хочешь, чтобы сделано было хорошо — сделай это сам», — известное высказывание и, к сожалению, на сто процентов справедливое. Естественно, что самому рисовать ничего не нужно, хотя если вы это умеете делать, то эскизы заказчика могут очень сильно помочь в работе.
 

Как и в любом другом деле, чем лучше вы представляете, что именно хотите увидеть в конечном результате, тем больше вероятность качественного исполнения заказа. Именно в этот момент и происходит «стык интересов» заказчика и исполнителя.
 

Возьмем самый простой пример — обычную цветную двустороннюю листовку.
В идеальном случае заказчик должен написать развернутое техническое задание, в котором будут оговорены все нюансы расположения и содержания этой листовки, письменно зафиксированы все пожелания по исполнению. От дизайнера потребуется лишь четко и профессионально выполнить инструкцию, после чего на готовом макете совместно будут внесены окончательные штрихи, и его уже можно отправлять в печать. Это — в идеальном случае.
 

Если же заказчик еще точно не знает, чего именно он хочет (а так бывает в большинстве случаев), начинается бесконечный диалог и поиск решения. Когда клиент не требует какой-то особенной оригинальности от своего буклета, то заказ выполняется на основе уже имеющихся образцов (почему-то обычно заказчик приводит пример конкурента), просто меняются картинки, цвет, шрифт и содержание. Тут дизайнеру тоже не очень сложно работать, т.к. он уже видит перед глазами результат и просто доводит одну из своих заготовок под нужный шаблон.
 

И самый трагический вариант — это когда заказчик вообще не знает, чего он хочет, и при этом не может даже приблизительно сформулировать, что ему нужно. В этом случае дизайнер обычно предлагает три кардинально разных варианта макета, после чего выбирается основной, и по нему ведется доработка. При таком подходе часто возникают скандалы, где заказчик называет исполнителя «лодырем» и «халтурщиком», а исполнитель упрекает заказчика в полном отсутствии «художественного взгляда» и «понятий о красоте». Что примечательно, оба они будут правы! Просто конечный результат каждый видит по-своему, а слова для объяснения тут искать очень сложно, процесс-то творческий.
 

Вот наши рекомендации заказчику для выбора хорошего частного дизайнера:
- Попробуйте начать поиск среди своих знакомых. Поинтересуйтесь, кто в последнее время заказывал подобную работу, и спросите рекомендации. Проверенный человек, скорее всего, внезапно не пропадет.
 

- Не останавливайтесь на одном варианте, как бы сильно вам его ни расхваливали. Просмотрите портфолио не менее трех исполнителей.
 

- Проверьте не менее двух контактов исполнителя. Поговорите с его клиентами, поинтересуйтесь результатами работы и течением самого рабочего процесса.
 

- Цены на услуги берутся исключительно из головы исполнителя, никаких объективных критериев тут не существует. Это один из тех случаев, где дороже не значит лучше. Используйте пространство для маневра.
 

- Получаемый результат не находится в прямой зависимости от пола, внешнего вида и психического здоровья исполнителя. Беспокоиться скорее стоит, если к вам пришел человек в дорогом костюме.
 

- Четко оговорите этапы и сроки работы. Если требуется много этапов, оплату по ним лучше строить по возрастающей. Например, 20%— 30%—50%.
 

- Не давайте больших авансов, насколько бы привлекательным ни казалось бы предложение. Человек может быть очень хорошим дизайнером, но может запросто и уйти в длительный запой.
 

- Не допускайте вымогательства в форме: «Да у меня и так работы полно, на меня очередь стоит. Я еще подумаю, браться ли за ваш заказ. Давайте предоплату, тогда поговорим».
 

- Контролируйте работу на каждом этапе ее выполнения, старайтесь не перепоручать это другим сотрудникам.
 

Крайне важно подготовить хорошее техническое задание, не упуская мелочей. Конечный продукт сотрудничества должен учитывать все необходимые маркетинговые ходы, правильно расставлять рекламные акценты, соблюдать приоритет подачи информации. Исполнитель этого всего учесть не может, он лишь создает «красивую обертку» и будет всеми силами стремиться добиться хорошего внешнего вида, совершенно не осознавая, что случайно может похоронить в дебрях дизайна ваше лучшее рекламное предложение.
 

При работе с дизайнером вы услышите массу новых технических терминов, и поначалу будет очень сложно понять, почему та или иная фотография не может быть куда-то вставлена, почему нельзя что-то расположить именно так, как вам хочется, а все, что было синим, нельзя просто поменять на зеленый.
 

Не поленитесь изучить основы полиграфии. Это не отнимет много времени, но позволит разговаривать с исполнителем на «одной волне» и избавит от непонимания технических нюансов в совместной работе. К тому же станет немного понятней, из чего складывается цена, за что именно вы будете платить. А знания основ печати будут скорей занимательными, нежели напомнят учебник по «сопромату».

 

Автор:
Дмитрий Агутин
Источник:
Лаборатория рекламы № 3` 2005 г.

 
« Пред.   След. »

 

Редактор журнала

Максим Сушко

Подписывайтесь, добавляйте в друзья, предлагайте новости и информационное партнёрство