|
"Новые известия": Кинорынок России стал зависеть от "сарафанного радио" |
20.02.2009 г. | |
Результаты январского и февральского кинопроката свидетельствуют о двух тенденциях. С одной стороны, качественно сделанные фильмы собирают приличную кассу. С другой стороны, широко разрекламированные коммерческие поделки проваливаются сразу или теряют зрителей, как одуванчики - пух. Судя по всему, "зрительское радио" заработало в России на полную катушку: рекордное падение сборов оказалось у продолжения "Самого лучшего фильма". А теперь под волну "народного гнева" попало и "Возвращение мушкетеров". Недаром в интервью "Новым Известиям", опубликованном в пятницу, Михаил Боярский сказал, что до сих пор сомневается в своем решении участвовать в этой ленте. Первая волна зрителей, обманутая рекламой и недовольная фильмом, запускает цепную реакцию слухов, и на второй неделе проката его сборы уменьшаются в 4-5 раз. Таковы теперь законы кинорынка, и эти законы особенно хорошо проиллюстрированы прокатом высокобюджетных фильмов в первые полтора месяца 2009 года. Похоже, всевозможные медиа-технологии и PR-технологии снова отходят на второй план. При этом все большую и большую роль в распространении мнений играет Интернет в целом и блогосфера в частности. Сейчас завершился или завершается прокат четырех лидеров сезона. Впереди "Обитаемый остров" - 21,8 млн. долларов, за ним "Любовь-морковь-2" - 17,8 млн., "Стиляги" - 16,4 млн., и "Самый лучший фильм-2", которому светит не больше 13 млн. Однако то, что для "Стиляг" - большая победа, для "Обитаемого острова" при его немалом бюджете - поражение. Фильму Бондарчука прочили больше, чем "Адмиралу", а он собрал почти вдвое меньше. Фильму Тодоровского предсказывали миллионов шесть - а он взял почти втрое больше. И это несмотря на то, что рекламная кампания первой картины была намного громче, чем кампания второй, а медийность младшего Бондарчука на порядок выше медийности младшего Тодоровского. Просто "Стиляги" оказались более стильными, более крепко сшитыми и более эмоциональными - прежде всего благодаря тому, что молодые актеры, которых тренировал Тодоровский, заочно обыграли своих ровесников, с которыми работал Бондарчук. В том, что "Обитаемый остров" недобрал денег, повинна и стратегия предварительных закрытых показов с сегрегацией киножурналистов, которая породила массу слухов и настолько озлобила интернет-рецензентов и блоггеров, что их массированная атака на фильм сбила интерес публики. В ней стали высматривать и акцентировать мелкие недостатки, количество которых в глазах зрителей перешло в качество, и это сказалось на посещаемости сеансов. Не менее показательно и то, что продолжение "Любови-моркови" собрало почти вдвое больше, чем первый фильм, а "Самый лучший фильм-2" - почти втрое меньше, чем "Самый лучший фильм". Вот как падали сборы "Самого лучшего фильма" от первого уикенда ко второму и третьему: 8,4 - 1,9 - 0,2 млн., то есть через неделю проката - в 4 раза, а через две недели - в 8 раз. Можно сколько угодно оправдываться неблагоприятными прокатными обстоятельствами января-февраля сравнительно с декабрем-январем, но действительное объяснение одно - зрители первой волны увидели халтурное кино и погасили тем самым дальнейшие зрительские волны. Если один недовольный зритель скажет четырем доверяющим его вкусу знакомым, что фильм - отстой, именно такого снижения сборов и следует ожидать. Создатели Comedy Club - способные люди, но, взявшись за пародирование фильмов последнего времени, они вместо прицельного высмеивания их сути принялись хохмить над внешними приметами, паля в белый свет как в копеечку - и получили поделом. "Любовь-морковь-2" зрительские ожидания оправдала - и была вознаграждена сравнительно с дешевизной производства неплохими кассовыми сборами. Небывалая катастрофа постигла "Возвращение мушкетеров" - 1,3 млн. долларов за первые выходные. При таком бюджете и такой рекламе - ничтожно мало. Между тем эксперты Гильдии киноведов и кинокритиков предупредили продюсеров об угрозе полного провала сразу же после ознакомления со сценарием. Бывает, что предсказательная сила экспертизы, базирующейся на прошлом опыте, уступает продюсерской интуиции, предчувствующей зрительский спрос, но не в данном случае, когда пустота замысла была вопиюще очевидной. Виктор Матизен, "Новые известия" |
« Пред. | След. » |
---|