Что ждет музыкальную раковину?

25.06.2009 г.

На злобу дня.

 Реставрация всего комплекса Госфилармонии на Кавминводах «Старинный курортный зал» - вещь настолько необходимая, что даже самые консервативно настроенные кисловодчане готовы это признать. Но больше всего беспокойства вызывает у жителей города-курорта судьба раковины, архитектурного памятника, популярной когда-то концертной площадки. О том, как будет выглядеть в будущем театральный комплекс, рассказала генеральный директор филармонии С. Бережная.

 

- Говорят, лучшее - враг хорошего. Не принесет ли разочарования горожанам будущая реставрация здания, внешний вид которого хорошо знаком по фотографиям и открыткам?


- Хорошее тоже ветшает и разрушается. Кое-что воссоздать в прежнем виде просто невозможно по техническим причинам. Мы работаем над проектно-сметной документацией со спецорганизацией «Донпроектреставрация» уже три года. Это моя личная инициатива, так как о реставрации никто не хотел думать, и целевых средств под это не давали. Три года назад я приняла решение о том, что далее тянуть некуда, и филармония стала по частям оплачивать и производить работы по подготовке к проекту. Сейчас предполагается демонтаж противопожарного занавеса, установленного в семидесятые годы в зале им. Сафонова, но колосники сцены останутся прежней высоты. Так что кровля зала будет по-прежнему высокой, хотя изначально при постройке она была ниже. Мы вернем деревянные окна с сохранением расстекловки, замененные в свое время в аварийном порядке на пластик. Закончены долгие споры по внешнему виду кровли. На старых фотографиях можно увидеть рисованные шестигранные фрагменты. Мы сохраним и форму, и серо-бело-голубую цветовую гамму, как задумал бельгийский архитектор, но уже применяя новые технологии. Теплый тон кирпича по-прежнему будет замечательно гармонировать с холодными тонами крыши.
Будут восстановлены утраченные балкончики и окна, в фойе вновь вернется естественное освещение с потолка, как было раньше, постараемся максимально возвратить первоначальный вид внутренним помещениям. Фасад пристроенного зала им. Скрябина тоже будет решен в едином стиле с историческим зданием. По какой-то ошибке, еще в 70-е годы, были забетонированы стоки и дождевые воды подмывали фундамент зала, который из-за этого дал трещину. Устранение этих проблем тоже сложные, но необходимые работы.

Что-то будет восстанавливаться, что-то будет меняться - комплекс станет более привлекательным. Все в соответствии с утвержденным проектом, прошедшем экпертизу. Для публики на восстановленной прогулочной территории филармонии будут установлены голландские часы-корельон, которые в течение суток будут выводить на колоколах классическую музыку, до сорока мелодий. Я увидела подобные в Дубне, и полагаю, что к нашему концертному комплексу они очень подойдут. Есть и другие задумки. Со стороны внутреннего двора есть ниша с камнем внутри, по данным архива неизвестно, для чего этот камень был установлен. Мы решили, что там появится небольшая настоящая мозаичная икона покровителя Кисловодска и филармонии Николая Чудотворца.

- Какие перемены ждут раковину, когда-то популярную концертную площадку на свежем воздухе?

- В музыкальной раковине не было выступлений много лет, она была обнесена забором, который не только портил внешний вид комплекса, но и создавал возможность для проникновения на территорию архитектурного памятника посторонних, в том числе, не всегда адекватных лиц. Предписание о сносе забора было вынесено еще в 1979 году. Теперь его убрали, и после завершения экспертизы проекта можно будет приступить к реставрационным работам.

Мы обратились в организацию с опытом реставрационных работ, и они провели необходимые исследования. Раковина немного «уедет» вглубь, на 16 метров. Это вызвано тем, что пристроенный в 70-е годы зал имени Скрябина (малый зал) нарушил не только ось просмотра архитектурного комплекса, но и повлиял на акустические качества раковины. Если посмотреть на старинные фотографии, то можно убедиться, что до строительства Скрябинского зала рельеф, ритм здания был совершенно иным, и в результате отражение звука происходило иначе. После реконструкции единый архитектурный комплекс будет в основном выглядеть так, как был построен в конце позапрошлого века.

Музыкальная раковина останется концертной площадкой. Причем ее акустические свойства будут не только восстановлены, но и улучшены за счет установки мини- фонтанов по порталу сцены. Хотелось бы идти в ногу со временем и использовать европейский опыт использования площадок на открытом воздухе, обеспечивая зрителям более комфортные условия. Вместимость зрительного зала раковины рассчитана на 100 человек, планируется легкое ограждение вокруг столиков, за которыми будут сидеть посетители, и легкие раздвижные тенты, столь необходимые для защиты от солнца и дождя. Это будет некоммерческий зал, ни о какой кухне или спиртном не может быть и речи, только прохладительные напитки.

Там планируется проведение благотворительных мероприятий, выступления юных музыкантов детской филармонии, летом будет клуб творческих встреч. Если на концерт в зал Сафонова или Скрябина приходят 500-600 человек, то пообщаться с артистом остается около 50-60 человек, для чего раковина подходит просто идеально.

Мы решили узнать мнение жителей города по поводу предстоящей реконструкции музыкальной раковины и обратились к работникам культуры, специалистам по памятникам истории и культуры, экскурсоводам. Мнения опрошенных разделились.

Перенести невозможно

Построенная в 1897 году раковина была не просто концертной площадкой. Ежевечерние симфонические концерты в Верхнем парке являлись составной частью климатического лечения. Они входили в стоимость курсовки, и отдыхающие, по предъявлению «карточек курсового», проходили на территорию Верхнего парка для посещения симфонического концерта. На концерте могли присутствовать полторы тысячи человек. В 1909 году в курортном парке была установлена еще одна такая раковина. Называлась она Хрустальной не из-за того, что там было битое стекло или хрусталь. Такое название произошло благодаря особому звучанию. Акустическое устройство раковины, которое позволяло исполнителю, находящемуся в определенной точке на сцене, петь так, что спешащие на электричку в Пятигорск дослушивали окончание музыкального произведения на вокзале. Эта традиция, сохранившаяся до 50 годов прошлого века, воспитала из кисловодчан любителей симфонической музыки и благодаря такой доступности теперь в Кисловодске малый зал переполнен во время исполнения классики, чего не наблюдается в других городах.

Что касается переноса раковины, то это невозможно. Это будет совсем другая раковина, не имеющая отношения к прежнему памятнику архитектуры.

Возможно, изменения акустических особенностей в результате строительства зала им. Скрябина и произошли, но в наше время это не имеет особого значения. Раковина строилась для усиления звучания, а во времена микрофонов это не столь актуально. Что же до столиков, которые предполагается разместить в зрительном зале, то сами понимаете, это уже другой уровень восприятия, с высоким искусством ничего общего не имеющий. Это уже развлечение, а развлекательных центров у нас в городе предостаточно, только на «пятачке» 12 ресторанов. Наша задача - сохранить то немногое, что осталось в Кисловодске неизменным, сберечь для потомков.
Жители озабочены не случайно, о сносе раковины разговор идет с 90-х годов. Достаточно того, что театральный комплекс обнесен железным забором, с мостиков невозможно попасть на территории архитектурного памятника. Это собственность города, а не филармонии, курзал и раковина относятся к памятникам всероссийского значения. Перенос раковины можно производить только при наличии разрешения Министерства культуры России.

Б. Розенфельд, заслуженный работник культуры России, писатель и театровед

Требуются настоящие мастера

Музыкальная раковина - постройка великих мастеров. Когда во время исполнения симфонической музыки включался весь оркестр на три форте, резонанас был до Ессенутков. Раковина, которая стояла у Колоннады, в свое время была разобрана, но не мастерами. Рабочие не переписали предварительно все доски, не позаботились сохранить акустические хитрости, попросту собрали все в мешок. Поэтому, когда раковину установили возле чайного домика, она уже не имела прежних акустических возможностей. Если и эту раковину разберут также, то она будет утрачена. Она сделана по принципу музыкального инструмента из дерева редких пород. Простояла столько лет и прекрасно сохранилась, только неухоженная. Если ее отреставрируют настоящие мастера, она будет украшением комплекса, вернет все свои былые качества. Передвигать ее можно, главное, чтобы это сделали настоящие специалисты.
С. Нересян, работник культуры, экскурсовод.

Решают федеральные органы

Проект реставрации выполнялся в 2008 году. Но окончательный вариант проекта мы не видели. Комплекс курзала является объектом культурного наследия федерального значения и вопросы реставрации должны решаться либо в Ростове, в Росохранкультуре, либо в той же организации в Москве. С кем проект согласовывали, мне в настоящий момент неизвестно. Проект предусматривает перенос музыкальной раковины. Возможно, это правильно, так как площадь после постройки малого зала стала зажатой.

Технически перенос возможен, хотя гораздо проще построить новую, чем перенести старую. Возвести на новом месте из тех же деталей невозможно, в таком случае процентов 30 будет утрачено. Но если федеральный орган пойдет навстречу пожеланиям администрации филармонии и согласует перенос, то необходимо будет внести некоторые изменения, снабдив зрительный зал навесом и легким ограждением. Раковина сама по себе не является архитектурным памятником, но в комплексе должна быть непременно. Архитектурным памятником является весь комплекс. Сегодня гораздо важнее сделать ремонт большого зала. Так что проект есть, и если деньги поступят, то это будет очень хорошо. Но в принципе вопрос должны решать соответствующие инстанции.

Е. Щучкин, директор МУ «Возрождение» по сохранению, использованию и реставрации памятников истории и культуры.

Материал подготовила О. Рудакова

 
« Пред.   След. »

 

Редактор журнала

Максим Сушко

Подписывайтесь, добавляйте в друзья, предлагайте новости и информационное партнёрство