Отсутствие искусства

08.08.2009 г.

 Мы давно согласились с классиком, что «в человеке все должно быть прекрасно» и по мере сил стараемся, чтобы наш внутренний мир и внешний вид соответствовали друг другу. Но, видимо, не родился еще как классик тот, кто смог бы столь же эффективно привлечь внимание людей к внешнему виду городов. И хотя ученые и специалисты изучают влияние архитектуры на человека, широкой общественности о нем практически ничего не известно. Однако незнание законов их влияния не отменяет.

 Каждый день мы ходим на работу, в школу или институт, прогуливаемся по центру или навещаем друзей на окраине города, и повсюду нас окружают фасады, стены и потолки – архитектура. Кажется, что это длинное, красиво звучащее слово должно и обозначать что-то прекрасное, вдохновляющее, для сотворения чего нужны не только умения, но и талант, и особое состояние духа. А теперь попробуйте сосчитать, сколько кисловодских зданий можно назвать воплощением архитектурной мысли, а не строениями или сооружениями.
Конечно, не только в Кисловодске такой анализ покажет огромное количество зданий, при постройке которых скорость и универсальность были важнее внешнего вида и гармонии с окружающим ландшафтом. Просто, во-первых, наш город – курорт федерального значения и поэтому должен быть не только функциональным, но и красивым. А во-вторых, ему, можно сказать, повезло – он достаточно старый, чтобы иметь здания не тронутые индустриализацией, и достаточно небольшой, чтобы они не терялись в общем количестве панельного и однотипного.
Как работает
Первый вопрос, который возникает, когда тебе говорят о влиянии архитектуры на человека – как она вообще может влиять? А дело в том, что около 85 процентов всей информации об окружающем мире мы получаем от органов зрения. Ну и что, скажете вы, разве она так влияет на меня; в худшем случае, настроение испортится от уродливого строения, а вообще на такие можно и внимания не обращать. Опять мимо - делаешь ты это специально или, как большинство людей, просто привычно не замечаешь своего окружения, оно все равно воздействует на тебя, при этом еще и не встречая осознанного сопротивления.
Специалисты объясняют, что информация об окружающем мире влияет на эмоциональное состояние человека (то самое «настроение испортится» или улучшится), его умственные и физиологические процессы. То есть, формируя окружающее пространство в условиях современных городов, это как раз в основном архитектура, можно воздействовать на людей, регулировать их жизнедеятельность. Даже если вы не задумываетесь об архитектуре, вы в любом случае ее чувствуете.
У каждого архитектурного компонента свое воздействие. Планировка влияет на физиологические процессы композиционное решение – на умственные, художественное – на психические. Биоэнергетические процессы жизнедеятельности зависят от объёмно-пространственных характеристик, а духовные процессы - от смыслообразующего аспекта.
Взгляд с Запада
Практика проектирования имеет множество примеров, показывающих, насколько сильное влияние может оказывать архитектура на человека. Например, в конце девяностых годов прошлого века во французском городе Безансоне власти провели архитектурно-социологический эксперимент и реконструировали квартал из трех многоэтажных домов и школы (см. фото). После того, как типовые здания изменились внешне, уровень преступности в этом районе снизился на 80 процентов. Назвать эти преобразования кардинальными я не могу, несмотря на значительные финансовые затраты, и, тем не менее, результат налицо.
Профессор А. Барабанов, архитектор и вице-президент Международной семиотической ассоциации пространства, изучающий этот вопрос, считает, что архитектура может быть и лекарством от многих заболеваний, может культивировать в человеке хорошие качества и увеличивать интенсивность его жизни. А для этого необходимо не только изучать, но и использовать на практике архитектурный потенциал.
В книге Кристофера Дэя «Места, где обитает душа» звучит очень выразительное утверждение, что архитектура хотя и возникает из мертвого материала, отнюдь не обязательно должна быть мертва, создающие ее элементы могут "петь," и людское сердце может звучать в резонанс этой мелодии.
Дело тонкое
А на Востоке, как всегда, принципы строительства счастливых зданий знали и давно использовали. Древнее знание Махариши Стхапатъя Веды описывает технологию строительства, позволяющую строить здания, сама планировка которых будет «способствовать укреплению здоровья и ясности мышления, росту счастья, гармонии и благополучия семьи или предприятия».
Как показали научные исследования, работа нейронов нашего мозга изменяется в зависимости от направления, в котором мы смотрим. Помимо этого, в мозге есть «ориентационные» нейроны, которые подают сигналы о расположении тела в помещении и в пространстве. И если мы живем или работаем в зданиях с неправильной ориентацией или искаженными пропорциями, работа нейронов мозга принимает неправильный характер, и это может вызвать беспокойство, болезни, упадок творческих сил, неприятности в семейной и профессиональной жизни, антиобщественное поведение и даже преступные наклонности. То есть древние знания Востока подтверждаются результатами современных научных исследований Запада.
Кстати, благотворное воздействие архитектуры Махариши Стхапатъя Веда проявляется в полной мере тогда, когда проект всего населенного пункта разработан в соответствии с законами природы, с учетом правильного направления, расположения и пропорций города или поселка. Эти принципы строительства ученые обнаружили в архитектуре древних культур, например, Ангкор-Ват в Камбодже, пирамиды и скифы в Египте, храмы древней Греции, собор святого Петра в Ватикане, а также города и замки в славянских странах.
Наш ответ
Нам, живущим, можно сказать, в центре Цивилизации: между Востоком и Западом, Европой и Азией, неплохо было бы их знания объединить и использовать себе во благо. Конечно, заниматься разработкой проекта всего города поздно, но применять древневосточное планирование есть где – едва ли не ежедневно в городе начинаются новые строительства. Отдельные здания или зоны отдыха, которые руководство активно обещает обустроить, можно хотя бы из интереса выполнить по канонам этой философии. А внешний вид новостроек и наследия эпохи индустриализации преобразовать в соответствии с данными научных институтов, исследующих влияние архитектуры на человека.
Еще в начале прошлого века австрийский философ Рудольф Штайнер заметил, что в мире ровно столько лжи и преступления, сколько есть пустоты на месте отсутствующего искусства, которые попросту исчезли бы со временем, если бы люди были окружены живыми архитектурными формами и пространствами. Разве не об этом думаете вы, когда смотрите на здания Нарзанных ванн, Колоннаду или старинные уютные домики желтого кирпича?
А о возможностях преображения Кисловодска мы в одном из ближайших номеров поговорим со специалистами архитектурного дела и с руководителем управления архитектуры города.
М. Воробьева

 
« Пред.   След. »

 

Редактор журнала

Максим Сушко

Подписывайтесь, добавляйте в друзья, предлагайте новости и информационное партнёрство